Жизненный цикл любого карьерного оборудования (карьерный самосвал, бульдозер, фронтальный погрузчик) можно разделить на три основных этапа.
Инвестиционный период.
Основные задачи:
1. Анализ и сравнение основных технических характеристик рассматриваемого оборудования.
2. Проведение ТСО (total cost of ownership), оценка суммарной стоимости владения CAPEX&OPEX.
3. Оценка возможной производительности оборудования в заданных условиях эксплуатации.
По итогам критерием выбора является минимальная себестоимость работы оборудования, а не минимальная цена.
Возможна критериальная оценка в зависимости от ситуации (сроки поставки машин, количество машин, спецпредложения и многие другие факторы).
Самый главный вопрос:
как выбрать оптимальный вариант?
Рассмотрим более детально возможные результаты и последствия выбора той или иной модели карьерной техники. В городе N компания Х проводила тендер на поставку карьерных экскаваторов с объемом ковша 4,4 куб.м. для работы в добычном забое. По итогам тендера был приобретен один экскаватор САТ-374F МЕ и один экскаватор CASE 700 МЕ. Ниже представлены основные технические характеристики экскаваторов.
На первый взгляд, оба экскаватора идентичны друг другу, у машин одинаковые ковши, как по объему, так и по их массе, размеры гидроцилиндров, объем и мощность ДВС, производительность гидросистемы, но при эксплуатации машины показывают разные результаты по производительности.
Для того, чтобы разобраться в причинах, проанализируем таблицу с основными техническими характеристиками экскаваторов и выделим, на наш взгляд, основные параметры, отличия которых влияют на производительность экскаватора при работе в забое.
В первую очередь, отметим разницу в размере рукояти, она составляет 430 мм, уже по этому параметру можно сказать, что на экскаваторе с длиной рукояти 3 метра объем ковша 4,4 куб.м является избыточным по максимально-допустимой нагрузке в сочленении ковш-рукоять. Вторым не менее важным фактором является заниженное максимальное давление гидросистемы в режиме копания, данное значение должно быть не менее 34 МПа, при снижении давления ниже указанных значений рабочее оборудование (гидроцилинды рукояти, стрелы, ковша) не будут достигать заданных кинематических (скоростных) показателей, что не посредственно влияет на производительность экскаватора. Третьим фактором является разница в массе, она достигает 6,5 тонн и получается, что один экскаватор на 10% весит больше другого, для машин одинакового типаразмера — это не допустимо.
Важно отметить следующее: когда мы сравниваем две машины и видим, что одна из них не в полной мере соответствует условиям эксплуатации, мы в не заявляем, что та или иная машина лучше другой по тем или иным причинам, мы рассмотрели эксплуатацию в отдельновзятых условиях и пришли к этим выводам. Не сомневаемся в том, что при изменении некоторых параметров на экскаваторе, который плохо вписался в добычной технологический процесс, ситуация изменится в лучшую сторону, и возможно, эта машина покажет лучшую эффективность, например при работе с карьерными самосвалами грузоподъемность 30 тонн.
По результатам первого этапа будет определен CAPEX, но в большинстве случаев затраты на приобретение техники меньше эксплуатационных затрат.
Период эксплуатации. Выбор стратегии ремонтов.
За период эксплуатации жесткорамного карьерного самосвала САТ-772 эксплуатационные затраты распределяются следующим образом.
Так как значительная доля эксплуатационных затрат карьерного оборудования приходится на плановые и не плановые ремонты, важно правильно выбрать стратегию ремонта.
Стратегии ремонтов карьерного оборудования:
1. Ремонт по отказу.
- достоинства: нет необходимости в планировании ресурсов, составлении графиков ремонта, в мониторинге состояния и анализе данных.
- недостатки: сложно-прогнозируемый момент выхода из строя, нет возможности спланировать потребность в запасных частях и сервисном персонале, не прогнозируемый коэффициент технической готовности и потери производительности оборудования, значительные сопутствующие повреждения.
2. Ремонт по наработке.
3. Ремонт по состоянию.
- детальная стратегия ремонта по компонентам.
- наличие уровней реагирования.
- самые низкие операционные затраты на ремонт.
Отметим, что наиболее подходящей стратегией ремонта карьерного оборудования является стратегия ремонтов по состоянию, но необходимо понимать, что на первом этапе реализация данной стратегии потребует дополнительных ресурсов для планировании и составлении графиков ремонта, в мониторинга состояния и анализа данных.
Для успешной реализации выбранной стратегии можно использовать процессов технического обслуживания и ремонтов.
Период эксплуатации является самым продолжительным и важным в жизненном цикле карьерного оборудования. Правильный и рациональный подход к выстраиванию процессов ТОиР позволяет существенно снижать эксплуатационные затраты и тем самым, положительно влиять на эффективность производства.
Период списания.
Основной задачей периода списания является определить сроки вывода машины из эксплуатации и ее дальнейшую судьбу и по второму вопросу возможны несколько вариантов — использование машины как донора; утилизация; продажа третьим лицам и так далее.
Подводя итоги, можно с уверенностью утверждать, что все периоды в жизненном цикле карьерной техники играют важную роль и правильный подход в их реализации позволит достичь самой главн